Анна Михалевская (bibighul) wrote,
Анна Михалевская
bibighul

Судейские впечатления. Фэнтези-2017

В самом разгаре романный конкурс «Фэнтези-2017». В этот год я участвую в нем на правах судьи. Пока идет преноминация и отбор топ-12, просмотрен пятьдесят один роман и написано столько же отзывов. Но в который раз убеждаюсь, что пишу для себя. Нет, я не жалуюсь на невнимание, большинство конкурсантов отзывы читают и даже что-то отвечают. Спасибо им, кстати, за диалог! Дело в другом. Когда пытаешься понять текст, видишь очень интересные вещи, скрытые под слоем ляпов, логических нестыковок, или наоборот – захватывающего сюжета и выверенного слога.




Итак, ближе к делу – делу современного фэнтези, в которое я ввязалась вместе с судейством на конкурсе. Конечно, «командуют парадом» здесь попаданцы. Любимый сюжетный ход – забросить неудачника из привычного мира куда-нибудь в условную Европу условного Средневековья (и ни разу для разнообразия в первобытные времена к неандертальцам!). Но даже условное Средневековье многим авторам рисовать лень. Там люд ругается вполне по-современному, мыслит современными понятиями и ведет себя тоже узнаваемо современно. Хотя чаще всего поступают еще проще – не привязываются ко времени и месту (даже условному), а придумывают сказку. И казалось бы – хороший шанс  воспользоваться фантазией, которой у писателя-фантаста по определению должно быть предостаточно! Но что-то наших писателей сдерживает. И вместо оригинальных волшебных миров в каждом втором (это не преувеличение!) романе мы встречаем обязательный фэнтези-сет: Дар (здесь и далее все понятия с большой буквы, дабы читатель вдруг не проглядел мега-супер-пупер-важную фичу!), Артефакт, Священные Земли, Кристалл, Бог Хаоса, Бог Тьмы, Мир грез, Мироздание, Бездна, Проклятый. Поначалу меня такая стилистическая солидарность удивляла, но, немного подумав, я нашла объяснение. Отбросим самое явное – лень и скудный словарный запас. Единицы – может быть, но повторений слишком много. Здесь авторы намеренно рисуют знакомый антураж.  Потому что так привычнее, психологически спокойнее, повторение одного и того же мира дарит внутреннюю уверенность, и таким образом люди снова могут переживать те эмоции, которые испытали, когда сами прочитали книгу, где был сконструирован похожий мир. То есть – это психологическая защита, поиск стабильности в постоянно меняющемся мире. Помните, как дети постоянно просят рассказывать одну и ту же сказку? Знают наизусть, но каждый раз слушают, открыв рот.

Идем дальше. Сюжет наших попаданческих историй тоже стабилен. Попав в параллельный мир, неудачник занимает место «особы, приближенной к императору», а то и самого «императора». Ну вот ни разу безвестным сапожником не остался. У него обязательно проклевывается Великий Дар, или на худой конец обнаруживаются высокопоставленные родственники. Распространенный ход – потерянный отпрыск королевских кровей. И, конечно же, в том, волшебном мире, у неудачника сходу все начинает получаться, и он становится героем. Ладно бы усилия к этому прилагал, но зачастую превращение в героя происходит просто по факту нахождения в новом мире. И как-то само собой выходит, что в финале наш попаданец оказывается на троне. Чего ж мелочиться? И – тадам! – поворотный момент: теперь-то наделенный полномочиями, он знает, КАК вернуться в свой родной мир. Знает, но уже не хочет. И правда, что он там забыл: надоедливые родственники, нелюбимые женихи и невесты, нерешенные проблемы. Другое дело – всемогущий придуманный мир!..
  По большому счету желание попасть в волшебные миры – это нормально. В основе всех сказок лежит один сюжет: герой получает невыполнимое задание и отправляется в волшебный мир, чтобы найти то, что поможет ему это задание решить. Однако замечу: в сказках герои всегда возвращаются в «свою» реальность и всегда в своей реальности достигают определенных целей. Волшебный мир там как средство. А современные попаданцы зависают на середине сценария – в волшебный мир попадают, но возвращаться не хотят.
Такие шаблоны отношения к жизни психологически опасны для читателя. Ведь мы ему рассказываем, что реальность – это плохо, там люди несчастны, недооценены, там их не понимают, там страдание и страх. А вот в придуманном мире герой наконец может развернуться и проявить себя. И в голове закладывается модель – не надо пытаться поменять что-то в реальности, когда можно просто сбежать в фантазии. Информация для статистики: на всем конкурсе нашелся только один роман с полностью завершенным сюжетом волшебной сказки. Так-то!
К вопросу обрывочного сюжета добавляется еще и шаблонная инертность героя – особенно женская фэнтези без конца повторяет сценарий: из Золушки в принцессы за десять дней! Только современные золушки не обладают ни добротой, ни трудолюбием, ни отзывчивостью героини сказки, принц им положен априори. А лучше – несколько запасных, если с одним что-нибудь случится. Разное бывает: в аварию попадет, партнеры по бизнесу подставят, что ж принцессе потом с неудачником мучиться?
Резюмируя эти тенденции, задаешься вопросом: что сломало мудрый сказочный сценарий? Почему мы сейчас довольствуемся его обрывками? И почему именно эти обрывки так популярны? Отражение всеобщей фрагментарности сознания? Дурной вкус, привитый обилием низкопробной литературы? Патологическое желание жить легко, не замечая, что это чертовски сложно – закон сохранения энергии никто не отменял, и, не отдавая своих активных усилий, человек отдает что-то другое. Может быть, душу...
С другой стороны, литература и писательство – это всегда встреча с собой и попытка что-то изменить в себе хотя бы на уровне нового сценария. Все эти счастливые превращения в принцесс – что это как ни мечты и надежды? Но тут надо помнить, что никакие перемены невозможны без встречи с Тенью. Поэтому и сказки, и учебники по писательскому мастерству говорят одно и то же: не жалейте своих героев, заставляйте их смотреть в лицо страху, работать, ставьте перед ними сложные проблемы, учите их отдавать, принимать, любить. В конце концов для себя стараетесь. Возможно, совершенствуясь в литературе, вы что-то поменяете в реальности. Ведь хорошие книги всегда честно отражают жизнь.

Вернемся к конкурсу. К счастью, несмотря на засилье стандартной попаданческой литературы, на «Фэнтези-2017» нашлись оригинальные романы с продуманным миром (даже картами!), интересным сюжетом, яркими героями, написанные хорошим языком! Таких работ было больше 12 (около 18), что я считаю отличным показателем, топ составляла в муках выбора. Там тоже прослеживается одна интересная тенденция – по сюжету фэнтезийный мир оказывается ответвлением (закрытым экспериментом) технократического общества. Желание объяснить волшебство наукой можно рассматривать как потребность в рационализации (одна из психологических защит по Фрейду), но также как и возможность взглянуть на жизнь под разными углами зрения. Какую трактовку выберете – ваше дело!

На этом заканчиваю непомерно длинный пост. Надеюсь, найдутся упрямцы, которые дочитают его до конца.

Здесь можно посмотреть мой обзор конкурсных романов:

http://samlib.ru/editors/m/mihalewskaja_a_w/fantasy_2017.shtml

Это страница конкурса:

http://samlib.ru/k/kulishow_mihail_olegowich/
Tags: Литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments